версия сайта для слабовидящих

Педагог - психолог

  Аникина Надежда Владимировна -

   образование: высшее педагогическое

   квалификационная категория: первая

 

График работы педагога-психолога на 2018-2019 учебный год файл

График психологического просвещения и консультирования файл

Педагог – психолог осуществляет плановые обследования и психологическую помощь по индивидуальным запросам педагогов и родителей.Проводит работу по следующим направлениям:

  • уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия,
  • мелкой моторики,
  • эмоционально-волевой сферы: тревожность, страхи, агрессивность, симптомы психосоматики, эмоциональный комфорт,
  • личностной и волевой готовности к школе,
  • коммуникативной сферы.

По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа. Часто в коррекционной работе участвуют не только психолог, но и привлекаются воспитатели, а также другие специалисты.

Методическая копилка

Психолого- педагогическая технология педагога-психолога МБДОУ д/с « Рябинушка» Аникиной Н.В.

По теме:«Агрессивные проявления у детей дошкольного возраста как психолого- педагогическая проблема»

«Активные и   интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами и родителями воспитанников,  как  условие формирования их психолого-педагогической компетенции».

Делова игра для педагогов « Калейдоскоп эмоций»

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Консультации для родителей

В период адаптации ребенка к детскому саду

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к детскому саду

По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомымы людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

Развивать подражательность в действиях: "полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики"

Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

Не высказывать сожаление о том, что приходиться отдавать в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит от того, что родители не готовы оторвать ребенка от себя.

Приучить к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

 - самостоятельно садиться на стул;

 - самостоятельно пить из чашки;

 - пользоваться ложкой;

 - активно участвовать в одевании, умывании.

 

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте  дружественно - разъяснительный, а не повелительный.

Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравивится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

Нужно соразмерить собственные ожидания с индивидуальными вохможностями ребенка.

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свове время так, чтобы в первые 2-4 недели посещение ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от детского сада. В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддержать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища - очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними ( например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки,предложить поиграть в лото).

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей - быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

Условия уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Что делать, если...

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

- Установить контакт с работниками детского сада;

- приучать ребенка к детскому саду постепенно;

- не оставлять ребенка в саду более чем на 8 часов;

- сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка;

- с 4-го по 10-й день сделать перерыв в посещении детского сада;

- поддерживайте дома спокойную обстановку;

- не перегружайте ребенка новой информацией;

- будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

- Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду;

- будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства;

- дайте ребенку с собой любимую игрушку, или какой-то  домашний предмет;

- придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке);

будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада;

- после детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры;

- устройте семейный праздник вечером;

- демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу;

- будьте терпеливы.

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

- Замечайте первые признаки переутомления ( капризничает, трет глаза, зевает);

- переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки;

- во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой;

- оставайтесь спокойными, не впадайте в ярость от непослушания ребенка;

- погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж;

- спойте ребенку песенку;

- поощряйте ребенка, поговорите с ним, почитайте книгу.

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

- Твердо решите для себя, необходимо ли это;

- будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи;

- убирайте игрушки вместе;

- убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего;

- формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно, не приказывайте;

- сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать;

- учитывайте возраст и возможности ребенка.

Как правильно общаться с ребенком?

 Не в каждой семье у родителей есть возможность оставаться с ребёнком дома. Что же делать тем, кто вынужден оставлять ребёнка без присмотра? Таким родителям  рекомендуются несколько правил поведения в семье.

 Правило № 1.

Не приходите домой голодными. Если Вы голодны, то становитесь раздражительным и нетерпеливым. У некоторых на этом фоне начинаются головные боли. Старайтесь перед приходом домой выпить хотя бы чашку чая или съесть йогурт.

 Правило № 2.

Не переутомляйтесь. Всем известно, что чрезмерная физическая и умственная нагрузка плохо влияет на самочувствие. Человек становится раздражительным. Старайтесь в течение рабочего дня делать маленькие перерывы для отдыха. Ребёнок вовсе не виноват, что Вас загрузили на работе. Он просто не поймёт, почему, когда Вы пришли домой, он вызвал у Вас раздражение. Переступая порог дома, оставляйте за дверью все «взрослые» проблемы.

 Правило № 3.

Правильно расставляйте приоритеты. Никогда не говорите о работе как о самом важном в Вашей жизни. Работа всего лишь средство для того, чтобы жизнь семьи сделать более обеспеченной. Если работа для Вас стала смыслом жизни, задумываться о рождении детей не стоит. Дети в таких семьях несчастливы. Они торопятся поскорее вырасти и покинуть дом. Это признак нездоровой семьи. В общении с ребёнком всегда давайте понять, что самое главное – это он и Ваша семья.

 Правило № 4.

Общение с ребёнком важнее всего. Если Вы заняты приготовлением ужина или взяли работу на дом, не отталкивайте ребёнка. Уделите ему внимание, расспросите, как его дела, что интересного он сегодня узнал. Ребёнок – это человек, а ужин с работой могут и подождать.

 Правило № 5.

Ребёнок должен быть помощником и равноправным членом семьи. Не дискриминируйте ребёнка, поручая ему самую неприятную работу по дому. Можно ввести очерёдность по вопросу мытья полов или посуды. Все вы – члены одной семьи. Не командуйте, а распределяйте обязанности поровну.

 Правило № 6.

Не самоутверждайтесь за счёт ребёнка. Вы - взрослый человек. И уже только по этой причине Вы больше знаете и умеете. Вы лучше моете посуду и играете в компьютерные игры. Но если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок, в отличие от многих других современных детей, вырос уверенным в себе и своих силах, общаясь с ним, постарайтесь вести себя так, чтобы он чувствовал себя умелым и сообразительным.

 Правило № 7.

Умейте слышать и видеть. Многим родителям кажется, что всё, что делает малыш, - рисует, размышляет, сочиняет стихи, - это пока неважно, т.к. несовершенно и незначительно. На самом деле все дела, слова и поступки ребёнка точно так же важны, как и Ваши. Если Вы будете презрительно или насмешливо смотреть на интересы, занятия и дела ребёнка, никакого доверия между вами не будет. Не оценивайте поступки ребёнка, а постарайтесь их понять.

 Правило № 8.

Советуйтесь с ребёнком. Поверьте, ребёнку интересно, чем Вы занимаетесь на своей работе. Расскажите ему о своих мыслях, переживаниях. Спросите у него совета, а лучше – последуйте ему. Не думайте, что ребёнок ещё «не дорос» до «взрослых» дел. Это не так. Он может многого не понимать, но очень хорошо чувствует эмоции. Именно потому Вас могут так удивить детские советы. Ко всему прочему, советуясь, Вы формируете у ребёнка способность выражать собственную точку зрения, показываете, что между близкими людьми очень важны откровенность и доверие.

 Правило № 9.

Не попрекайте куском хлеба. Избегайте любых упоминаний о материальной зависимости ребёнка от Вас. Это ранит ребёнка и унижает его. У ребёнка может сложиться мнение, что он Вам в тягость, что Вы содержите его из чувства долга, что в корне неверно. Всё должно быть по- любви.

К тому же, в старости, когда Вы окажетесь в положении зависимого, Вам не придётся стыдиться того, что Вы говорили когда-то.

 

Какова роль отца в воспитании детей?

Родителями не рождаются, а становятся. Каждый взрослый должен заняться собственным воспитанием и взращивать себя как мать или отец. Ребенку, даже если он в этом не признается, хочется, чтобы у него были счастливые мама и папа. Родители несут ответственность не только за то, чтобы ребенок был накормлен, одет, умел читать и писать, но и за ту психологическую обстановку, в которой он развивается. Ребенок хочет быть плодом любви мамы и папы, ведь счастливые дети бывают у счастливых родителей.

Без хороших отцов

нет хорошего воспитания,

несмотря на все школы.

Н. Карамзин

                      Какова ваша роль в семье? Что вы считаете главным в воспитании ребенка? Кому из родителей отводится главная роль в воспитании? Эти вопросы хотелось бы  задать современным отцам.

                        Ребёнку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. В настоящее время функциональные обязанности отца претерпевают более значимые изменения, чем функции матери, и становятся направленными внутрь семьи. Наряду с обеспечением семьи, ответственностью, верностью и надёжностью необходимо чтобы он многое умел технически, мог понять жену, прародителей, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, понимать ребёнка и его нужды, чтобы представлял, как подготовить его к будущей жизни, незаметно направляя по жизненному пути.

                       В последнее время все больше говорят о роли матери в воспитании детей, забывая о народной мудрости, которая гласит: «Если в доме нет отца, значит, в нем нет одной стены».  О любви матери к ребёнку говорят и пишут очень много. С отцом дело обстоит несколько иначе. Любовь отца не восхваляют, не считают незаменимой и невосполнимой. И в этом есть доля правды. С давних пор уход за ребёнком и его воспитание возлагается в основном на плечи матери. Начиная от вынашивания ребёнка, и на протяжении многих лет ребёнок находится в основном с ней. Так биологическая связь матери с ребёнком постепенно превращается в психологическую. Отец же, как правило, бывает неподготовленным к новой для него роли.

                       Отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с самого момента рождения. В настоящее время доказано, что отец, так же как и мать, является для ребёнка источником эмоциональной уверенности. Мать, как правило, является источником доброты и ласки. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей таких качеств как смелость, целеустремленность, честь, достоинство – это забота отца. Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала.

                        Сформировать мужское отношение к миру своим примером и поступками способен только отец. Особенно это важно в воспитании мальчиков.  Мальчику необходима дружба и одобрение отца. Сыновья очень нуждаются в обществе отца, в его любви. И хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему.  Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, к которым он чувствует дружеское расположение. Отец должен с удовольствием проводить время с сыном, давая ему понять, что он «свой парень». Им полезно оставаться одним дома, без покровительства, а порой, и без вмешательства мамы, вместе ходить на прогулки и иметь свои, общие секреты.

                           Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Мальчику нужен отец как образец для подражания, а в развитии девочки отец играет другую, но не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе.

                         Часто, собираясь пообщаться с ребёнком, мы откладываем это дело на потом, находя себе более интересное занятие. А время не ждёт…

                          Ребёнок постоянно нуждается в участии отца, взывая к нему: «Пап! Давай поиграем!», «Пап, помоги мне!», «Пап, а когда…?» И, как правило, на все эти призывы получает отказ: «Потом», «После футбола», «Мне некогда», «Я еду на рыбалку» А ведь главное не опоздать с воспитанием. Главное – с первых дней воспитывать в себе и ребёнке потребность как можно больше времени проводить вместе.

                       Во многих семьях дети всё больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребёнок ждёт. Но засыпает, так и не увидев отца. Проходят дни, недели, месяцы, годы… Вроде вся семья живёт в одной квартире, а дети и отцы не знают друг друга.

                         Играя с ребёнком, вы сами того не замечая, внушаете ему ощущение уверенности в себе и защищённости. Ребёнок идёт с этими ощущениями через все периоды становления личности. И на всех жизненных поворотах его поддерживает невидимая рука отца.

                       Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в тех семьях, где у родителей и ребёнка дружеские отношения с раннего детства, где ребёнок уверен, что и матери и отцу в равной степени всё интересно в его жизни.

                        Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции и полоролевых позиций в обществе. Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина.

                       Недостаточный опыт общения с отцом ослабевает формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.                

       Велика роль отца и в подготовке детей к семейной жизни. Его надёжность, чуткое и внимательное отношение к женщине, детям, стремление разделить с ними все домашние хлопоты, сделать жизнь домочадцев более интересной, счастливой оказывает огромное влияние  на формирование представлений детей о семье. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами, хорошими отцами и мужьями, а девочек – сравнивать своих потенциальных мужей с отцом и предъявлять к ним соответствующие требования.

                     Учитывая, что быть родителем – значит помогать ребенку формировать его характер, то понятие «быть хорошим отцом» значит:

- быть доступным для ребенка;

- иметь желание и терпение объяснять незнакомое явление, предметы, опыт;

- уметь хвалить за исследование, успешное действие;

- включаться в совместную деятельность с ребенком;

- быть ответственным за материальное обеспечение потребностей детей;

- всегда с интересом и участием следить за ростом детей.

          Опираясь на свой педагогический опыт и поразмышляв о роли отца в воспитании  детей, хочется предложить современным отцам  несколько философских советов подтвержденных жизнью.

1.     Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.     Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, тои взойдет.

3.     Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя.

4.      Не унижай!

5.      Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь — если можешь и не делаешь.

6.      Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) — для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

7.     Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

8.     Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему:  это необратимый закон благодарности.

9.     Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым,  взрослым... Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник.

10.   Знай! Гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка, стыд – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.

Консультация для родителей детей с ОВЗ

Советы психолога  для родителей детей с ОВЗ файл

«Адаптация детей с ОВЗ в детском саду»

Адаптация - это приспособление организма к существующим условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка. К ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.

Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому саду, чем обычные дети. Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша. Воспитателям полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а ответственная позиция родителей ребенка, поможет своему малышу плавно "влиться" в новую атмосферу ДОУ. Со стороны родителей необходимо проводить очень большую подготовительную работу и  активно участвовать  в решении проблем адаптационного периода.

Советы родителям:

- больше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях;

- старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т.д.).

- в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка.

Ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

«Играем вместе с мамой» файл

Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья файл

ПАМЯТКА «Что нужно знать родителям детей с ОВЗ файл